Журнал Профессиональная Кухня
О журнале Свежий номер Архив Рекламодателю Подписка
Текущий выпуск
Текущий номер журнала Профессиональная Кухня
Тематический каталог HORECA, все для профессионалов гостиничного и ресторанного бизнеса.
www.allhoreca.ru
Главный редактор:
Елена Горелкина
editor@prof-cuisine.ru
(812) 926-70-59
Отдел рекламы: Дмитрий Горелкин
ad@prof-cuisine.ru
(812) 942-56-72
Отдел подписки: Андрей Ашастин
subs@prof-cuisine.ru
(906) 251-48-68

Кофе много не бывает

В Санкт-Петербурге активно развивается рынок кофеен, на фоне которого рынок традиционных для России чайных выглядит более чем скромно. По мнению владельцев заведений, все дело в том, что петербуржцы предпочитают пить кофе в кафе, а чай — дома, приобретая его на развес.

Первая экспериментальная кофейня была открыта в Петербурге 22 июля 1998 года в помещении театра «Балтийский дом». Это была кофейня «Идеальная чашка». Первая сетевая «Идеальная чашка» появилась в апреле 2000 года на Невском проспекте. После этого за короткое время в городе появилось сразу несколько кофейных сетей, принадлежащих как петербургским, так и московским игрокам. Сегодня лидерами местного рынка являются «Кофе Хауз» (32 заведения), «Идеальная чашка» (13), «Шоколадница» (11), «Чайкофф» (10), «Республика кофе» (5). Всего же в Петербурге насчитывается около 300 кофеен. Таким образом, более половины рынка контролируют владельцы одиночных заведений или малых сетей из 2—3 кофеен.

По-мнению самих участников рынка, он далек от насыщения, чем и объясняется довольно быстрая окупаемость таких проектов, привлекающая интерес как мелких, так и крупных инвесторов. Так, в 2006 году в Петербург пришла федеральная сеть «Шоколадница» (принадлежит ООО «Галерея Алекс»). Менеджер по маркетингу «Шоколадницы» Виктория Гордеева указывает на то, что все 11 кофеен, которые сеть открыла весной и летом, вышли на самоокупаемость к осени. По словам госпожи Гордеевой, до конца 2007 года в Петербурге будет насчитываться 25 «Шоколадниц».

Исполнительный директор сети кофеен «Идеальная чашка» Дмитрий Шубин считает, у рынка кофеен большой потенциал для развития. «Происходит постоянное изменение рынка, один брэнд сменяется другим, как это произошло после покупки ’Шоколадницей’ сети кофеен ’Марко’, например», — рассуждает господин Шубин. Некоторые кофейни занялись диверсификацией бизнеса — они стали предлагать посетителям не только кофе и десерты, но и полноценные обеды. В трех петербургских кофейнях есть японское меню, полноценные завтраки и бизнес-ланчи. А та же «Шоколадница», например, в конце прошлого года открыла японский ресторан «Ваби саби» («Путь Простоты»).

Кроме того, в последнее время кофейни охотно сотрудничают как с крупными торговыми комплексами, арендуя у них площади, так и с книжными магазинами. Так, книжная сеть «Буквоед» (принадлежит издательству «ЭКСМО») также заявила в конце прошлого года о планах открыть в 2007 году в Петербурге три супермаркета, совмещенных с кофейнями, и еще три таких же в регионах — Пскове, Петрозаводске и Мурманске. Не исключено, что подобное предложение в Петербурге «Буквоед» сделает одной из местных кофейных сетей. «Пока такого предложения к нам не поступало, но если оно будет, мы его рассмотрим очень серьезно», — говорит господин Шубин. «Шоколадница», в свою очередь, сотрудничает с Домом книги. Тенденция к сращиванию книжной торговли с кофейнями наблюдается и среди одиночных игроков. Так, больше года работает книжный клуб «Книги и кофе», предлагающий посетителям наряду с баром качественную подборку литературы. Директор по маркетингу клуба Михаил Зарин говорит, что доход от продажи в заведении кофе и еды выше, чем от реализации книжной продукции. Но, подчеркивает он, если бы не было книг, не было бы и посетителей: «Люди в к нам приходят купить книгу, а после остаться, пообщаться, выпить кофе». По оценкам экспертов, соотношение выручки от реализации кофе и пирожных к выручке от продажи книг в таких универсальных заведениях — 60% к 40%.

Помимо вполне камерных учреждений развивается и своего рода кофейный фаст-фуд — обширные заведения, рассчитанные на большое количество посетителей с быстрым обслуживанием. Так, федеральная сеть «Кофе Хауз» планирует открыть в Петербурге 20 новых точек к уже имеющимся 32. «Стратегию своего успеха ’Кофе Хауз’ основывает на 5 ключевых факторах, — рассказывает заместитель генерального директора Людмила Колбасина. — Это местонахождение на оживленных магистралях, рядом с метро, в популярных торговых центрах. Большой выбор как кофе и чая, так и десертов, салатов, блинчиков собственного производства, а также демократичные цены, современный интерьер, быстрый и качественный сервис».

На фоне бурно развивающегося кофейного рынка такие традиционно русские заведения, как чайные, ориентируются скорее на любителей, чем на широкие слои горожан. При том что торговля развесным и фасованным дорогим чаем процветает, в Петербурге работают всего 4 чайные — «Море чая», «Целый мир», «Чайная хижина» и «Чайный дом на Рубинштейна». Как правило, чаем угощают для того, чтобы продать его на развес. Так, петербургская компания ООО «Товарищество чаеторговцев» владеет в Петербурге 12 магазинами розничной торговли чаем «Унция», а также одной чайной комнатой на Невском проспекте. «Комната расположена во втором зале магазина. Покупая, человек может сначала попробовать выбранный чай — это помогает успешнее его продавать», — рассказывает один из владельцев сети «Унция» Алексей Асварищ. По тому же пути идет и такой игрок местного рынка, как сеть «Море чая», владеющий в Петербурге 16 магазинами. «Развивая сегмент чайного рынка, клуб чайной культуры при ’Море чая’ проводит чайные церемонии», — отмечает начальник отдела рекламы петербургской компании «Море чая» Татьяна Петрова.

Господин Шубин из «Идеальной чашки» предполагает, что отставание чайных от кофеен связано с тем, что потребителю не предложена интересная концепция. Но господин Асварищ подчеркивает, что розничная торговля чаем намного рентабельнее, чем отдельные чайные: «Годовой оборот чайной площадью 55 кв. м около ?100 тыс., или порядка 3 млн рублей. Если на этой площади разместить еще и магазин, то оборот точки увеличится в три раза. Например, средний оборот магазина ’Унция’ в Петербурге — $15—17 тыс. в месяц».

источник: "Коммерсантъ"

О журнале Свежий Номер Архив Рекламодателю Подписка
Все права защищены
© О.Р.К. Информ, 2004-2006

Warning: include_once(/home/profcui/public_html/1/putslinkshere/ML.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/profcui/public_html/index.php on line 195

Warning: include_once(): Failed opening '/home/profcui/public_html/1/putslinkshere/ML.php' for inclusion (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/profcui/public_html/index.php on line 195

Fatal error: Call to a member function Get_Links() on a non-object in /home/profcui/public_html/index.php on line 196