Журнал Профессиональная Кухня
О журнале Свежий номер Архив Рекламодателю Подписка
Текущий выпуск
Текущий номер журнала Профессиональная Кухня
Тематический каталог HORECA, все для профессионалов гостиничного и ресторанного бизнеса.
www.allhoreca.ru
Главный редактор:
Елена Горелкина
editor@prof-cuisine.ru
(812) 926-70-59
Отдел рекламы: Дмитрий Горелкин
ad@prof-cuisine.ru
(812) 942-56-72
Отдел подписки: Андрей Ашастин
subs@prof-cuisine.ru
(906) 251-48-68

Как разобраться в потоке

Редакция журнала «Профессиональная кухня» в прошлом году подготовила небольшой книжный проект под названием «Купить ресторан. Продать ресторан». Фрагмент этой книги посвящен оценке местоположения будущего ресторана. Точных методов исследования здесь не так уж много, и возможно, способ, описанный здесь, окажется полезным для анализа успешности будущего ресторана.

«Конкурентная разведка именно в ресторанном бизнесе имеет свои преимущества, так как объекты изучения открыты всем желающим — известны средние цены, меню, состав ингредиентов тех или иных блюд, прочие фактические показатели. Остаются неизвестными количество посетителей и их распределение во времени — в будние дни, в выходные и пр. Достаточно удобный инструментарий для получения этих данных использовала руководительница одной из новых петербургских кофеен на фуд-корте в торговом центре.

История кофейного бара на фуд-корте, рассказанная директором Юлией Алехиной:

В 2002-м году мой муж продал магазин мобильных телефонов. На рынке произошли серьезные изменения, маленьким компаниям стало невыгодно держать такой бизнес, продажа мобильных телефонов стала прерогативой крупных сетей этого направления. Деньги, вырученные от продажи бизнеса, мы решили вложить в другой бизнес, для нас совершенно новый. Это было необычное ощущение: словно стоишь на огромном перекрестке: все дороги перед тобой, можно начать любое дело. В своем выборе мы пошли не от идеи общепита, а от идеи продукта — кофе. В течение 3 месяцев мы сидели в Интернете и изучали все, что с ним связано, и уже в процессе поняли, что будем заниматься общепитом.

Прежде всего мы изучали сайты о продаже бизнеса: продавались парикмахерские, заводы, кафе, кофейни. На кофейню нам средств хватало. Было также на этих сайтах объявление о продаже франшизы. Сначала нам понравилось предложение, и мы даже вступили в переговоры о покупке франшизы одного фастфуда. Но после анализа этих переговоров и текста договора поняли, что работаем с непрофессионалами. Мало того, что условия для нас оговаривались очень тяжелые, так еще договор пестрел ошибками чуть ли не грамматическими, и формулировки были странными. Сумма первого взноса была такова, что на нее можно было вполне открыть самостоятельный бизнес. От идеи франшизы мы в скором времени отказались.

Подсчитали затраты в перспективе и поняли, что работать в отдельном помещении будет для нас дорого и очень сложно — особенно при отсутствии связей и опыта. Были бы сложности с выделением нужного количества электроэнергии, подведением необходимых коммуникаций, с согласованием. После долгих размышлений решено было остановиться на своей точке в фуд-корте в каком-либо торговом центре. Начался этап наблюдения за работой таких точек. В пределах досягаемости нашего дома как раз есть несколько торговых центров, в которых работают фуд-корты, и мы могли в динамике оценить ситуацию на них. К слову, «новичков» на фуд-кортах очень мало, как правило, это известные бренды.

На пересечении пр. Просвещения и пр. Культуры как раз строился новый торговый центр, где мы и задумали разместить наше предприятие. Большая удача в том, что уровень арендаторов в нем заранее был определен как средний. Владельцы будущего центра не проводили конкурс среди предприятий общепита, а принимали всех, кто первый заявит им о себе.

Я написала бизнес-план, его маркетинговую и финансовую часть. Это было нетрудно для меня, так как я получила экономическое образование и не раз занималась составлением таких документов. Как водится, у меня были рассмотрены три варианта развития: нашего предприятия: оптимистический, пессимистический и реалистичный. Большая часть наших средств была вложена в помещение, в так называемый «первоначальный бонус». Затем понадобились инвестиции, и мы начали переговоры о банковском кредите. Я вела их сама, не прибегая к услугам брокера. Вообще работу по договоренностям, по планированию мы полностью делали сами — помогло профильное образование и курсы по повышению качества в сфере HOreCA, которые я закончила в 2005 году при Фонде развития бизнеса в Петербурге. Не принято ни одного решения с участием специалистов со стороны. С одной стороны, это большая ответственность на нас, с другой — экономия средств.

Несмотря на то, что уже были начата работа над проектом, и вложены средства, нам отказали в кредите на основании значительного риска. Тогда параллельно мы начали работу над вторым нашим «страховочным» проектом и вложили остатки средств в вендинговый бизнес. Сначала брали кофейные аппараты в аренду, затем выкупали их. Начали работу на хорошем сырье, поставили свою технику в престижных местах, и бизнес начал работать более или менее стабильно. Сегодня у нас 20 машин. Именно это стало основанием для выдачи кредита в другом банке, уже на наш первоначально задуманный проект кофейного бара в фуд-корте. На сегодняшний момент все инвестиции найдены, дело только за открытием торгового центра.

В основу моего бизнес-плана легли наблюдения и вычисления, сделанные в конкурентных точках. Чтобы было понятно, назову основных конкурентов нашего предприятия: фуд-корт в торговом центре «Норд» и фуд-корт в «Большом Каньоне». Оба эти центра были отстроены недавно и занимают нишу престижных торговых предприятий. Каждый из них раскручивался в течение 3—5 месяцев, и сегодня их посещает масса народу.

Чтобы понять, что нас ожидает, мы посещали фуд-корты в разное время суток и в разные дни — в праздники, в выходные, в будни, в разные дни недели. Каждый раз мы делали какую-нибудь покупку и обязательно просили чек. Этот метод подсчета потенциальной аудитории показался мне более верным, чем учет проходящих мимо фуд-корта людей и приблизительное вычисление: может он быть нашим клиентом или нет. Нам было удобнее анализировать собственный чек, на котором всегда проставляется порядковый номер покупки. Как известно, в большинстве предприятий Z-отчет с кассы снимается в конце рабочего дня. Значит, наш рассматриваемый период в почти всегда включал время с утра и до того момента, когда мы пришли за своей чашкой кофе с пирожным. Иногда наша покупка была по счету 120-ой (в будние дни), иногда — 500-ой, 304-ой, и пр. Сделав, таким образом, наглядную картину посещаемости у конкурентов, мы соотнесли ее с общей посещаемостью их базовых торговых центров (это открытые цифры). Приблизительно подсчитали, сколько клиентов перейдет в наш торговый центр, и какой их процент пройдет через фуд-корт. Наши показатели я считаю более или менее объективными, остальное, конечно, покажет практика.

Одна из основных проблем, которая уже повлияла на состояние бизнеса — то, что центр не был открыт в обещанный срок. Нам обещали открытие еще год назад, зимой 2006 года. Вот уже начался 2007 год, а центр еще не открыт. В договоре не было упомянуто ничего о неустойке за опоздание к сроку, и мы не настаивали на этом пункте, зная о лояльности владельцев торгового центра. Кроме того, как мы видели, им нечем было бы заплатить даже небольшую неустойку. Неприятно было то, что хозяева не сказали нам: «Друзья, мы открываемся еще только через год». Открытие откладывалось на месяц, потом на два, потом на три. У нас нет специальных знаний, чтобы определить, действительно ли работы осталось на три месяца, или там все полгода? Сколько требуется времени, чтобы закрыть потолки? Мы не знали, и потому приходилось верить на слово. Сегодня я уже никому не сообщаю дату открытия, так как не могу предугадать ее, исходя из своего опыта.

Само заведение я могу пока описать кратко: это кофейный бар, в котором можно будет купить чашку кофе и десерт. Бар выдержан в стильной молодежной концепции, сделана оригинальная по дизайну барная стойка. Средний чек, по моим представлениям, должен составить порядка 100 -120 рублей. Расчетная посещаемость на период раскрутки центра — 100 человек в день. Оправдаются ли эти показатели, мы поймем после открытия.

Этот пример показывает, что даже та информация, которая кажется на момент начала исследования закрытой, может раскрыться на основе собственных наблюдений и изучения минимально доступных платежных документов. Важно только иметь хотя бы несколько примеров для изучения и время на то, чтобы самостоятельно вникнуть в особенности их работы«.

источник: “Профессиональная Кухня”

О журнале Свежий Номер Архив Рекламодателю Подписка
Все права защищены
© О.Р.К. Информ, 2004-2006

Warning: include_once(/home/profcui/public_html/1/putslinkshere/ML.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/profcui/public_html/index.php on line 195

Warning: include_once(): Failed opening '/home/profcui/public_html/1/putslinkshere/ML.php' for inclusion (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/profcui/public_html/index.php on line 195

Fatal error: Call to a member function Get_Links() on a non-object in /home/profcui/public_html/index.php on line 196